Мозг и нарушения речи

Мозг и нарушения речи
Мозг и нарушения речи

Работа мозга сложна и при этом почти незаметна. Обычно мы обращаем на нее внимание только тогда, когда мозг нас подводит — и мы забываем, зачем пришли в комнату, падаем с ног от резкого головокружения или перестаем понимать окружающую речь, к которой привыкли с детства. О том, какие мозговые структуры обеспечивают речевые навыки и к каким последствиям приводит их утрата, ПостНаука узнала у доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии МПГУ Елены Архиповой.

Этот материал — часть проекта «Мир особенного ребенка». Партнер проекта — благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»

Головной мозг человека состоит из множества разных структур и отделов, которые в целом можно разделить на три части: ствол мозга, мозжечок и передний мозг. Стволовые структуры отвечают главным образом за рефлекторные реакции, а также помогают проводить сигналы между спинным мозгом и головным; кроме того, именно от ствола отходят черепные нервы, иннервирующие, в частности, мышцы лица. Мозжечок отвечает за координацию сложных движений, которые требуют согласованной работы разных мышц, и участвует в формировании мышечной памяти. Передний мозг включает в себя два крупных отдела: промежуточный мозг, который перераспределяет сенсорную информацию и регулирует вегетативные системы организма, и конечный мозг — два покрытых корой полушария, реализующие наиболее сложные психические функции, в частности мышление и речь.

Схематично работу мозга во время говорения можно представить следующим образом: кора больших полушарий помогает понимать и строить фразы, а мозжечок координирует работу артикуляционных мышц, сигналы на которые передаются по выходящим из ствола черепным нервам. Повреждение любой из этих систем в конечном счете может привести к проблемам с речью. Например, при поражении мозжечка чаще всего рассинхронизируются дыхание, фонация и артикуляция: речь ребенка замедляется, дробится на слоги, которые могут произноситься с разной силой («скандированная речь»), а звуки из-за слабости и малоподвижности мышц становятся смазанными, нечеткими. Нарушения работы ствола также могут приводить к дизартрии, но не из-за раскоординации работы мышц, а из-за поражения черепных нервов, проводящих сигналы.

У большинства людей корковые центры речи расположены в левом полушарии: зона Брока участвует в воспроизведении речи, а зона Вернике отвечает за ее понимание и обработку. Нарушения работы этих зон проявляются по-разному. Если у больного повреждена зона Брока, тесно связанная с моторными зонами, он хорошо понимает речь, но с трудом может общаться: например, он будет говорить только короткими, шаблонными фразами, путать грамматические категории и звуки языка. При поражении зоны Вернике, напротив, больной перестает понимать речь: слова для него перестают иметь смысл и превращаются в шум вроде шелеста листьев или звука проезжающей машины. Кроме того, в реализации речи участвуют и другие структуры мозга — например, зрительная кора, которая нужна для чтения и письма, а также моторная кора, принимающая решения о том, какие движения нужно совершить (тогда как мозжечок контролирует их реализацию). Повреждения таких структур также могут привести к нарушению речи.

В настоящее время чаще всего используется классификация афазий, предложенная А. Р. Лурией: в зависимости от того, какие аспекты речевой деятельности пациента были нарушены, он выделял шесть видов афазий. При моторной афазии (две формы — афферентная и эфферентная) пациент понимает речь, но плохо говорит, при сенсорной, напротив, теряет способность к пониманию, и его речь становится бессвязной.

Динамическая афазия связана с нарушением внутренней речи, амнестическая и номинальная афазия — с забыванием значений слов и названий предметов; при семантической афазии нарушается пространственное восприятие, и пациент перестает понимать соответствующие грамматические конструкции.

Такая классификация используется повсеместно, но она неидеальна: Лурия разработал ее после Второй мировой войны на материале военных травм, тогда как к афазии приводят также и кровоизлияния в мозг, полученные при ДТП повреждения и другие причины. Характер нарушений при таких проблемах несколько отличается от симптоматики военных травм, поэтому в настоящее время разрабатываются новые, более актуальные классификации афазий и соответствующие методы реабилитации.

Ребенок в норме рождается с мозговыми структурами, дозревание которых продолжается в первые месяцы и годы жизни уже при взаимодействии с окружающим миром и освоении новых навыков. Если у взрослого человека (или ребенка, уже овладевшего речью) повреждения зоны Вернике или зоны Брока приводят к афазии, то поражения тех же структур у младенца могут и не вызвать в дальнейшем тяжелых речевых расстройств, если их функции возьмет на себя другие отделы мозга.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *