Макрография

Макрография
Макрография

Макрография (мегалография) – это почерк, характеризующийся написанием чрезмерно крупных графических элементов. При макрографии буквы и цифры имеют размер свыше 1 см, из-за чего на странице умещается не более 10-20 слов. Встречается в структуре неврологических синдромов (мозжечковой атаксии, церебрального глиоматоза), расстройств зрения и психики (микропсии), нарушений письма (оптической дисграфии). Пациенту с макрографией показано психоневрологическое, офтальмологическое, логопедическое обследование. При выборе лечебной тактики учитывается ведущий синдром, проводится медикаментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия.

Причины макрографии
Овладение письмом
Аутизм
Оптическая дисграфия
Мозжечковая атаксия
Дальнозоркость
Микропсия
Биполярное расстройство
Диагностика
Лечение
Терапия основного заболевания
Логопедическая коррекция
Цены на лечение
Причины макрографии
Овладение письмом
На начальном этапе обучения письму все дети пишут излишне крупными буквами, не соблюдают строку и поля на странице. Элементы несоразмерны друг другу, отличаются различной высотой и протяженностью, имеют разный наклон. Иногда отмечается слишком сильный нажим, тремор руки. Данные особенности письма у старших дошкольников объясняются недостаточной сформированностью зрительно-моторных координаций, сильным функциональным напряжением и быстрым утомлением при письме.

Однако крупные буквы в начальный период обучения письму не являются патологическим признаком. По мере тренировки руки почерк становится более ровным и уверенным, ученик научается соотносить размеры букв с границами строки. Если же тенденция к написанию больших графических элементов сохраняется и принимает стойкий характер, необходим поиск первопричины макрографии.

Аутизм
Начертание чрезмерно высоких и широких букв характерно для детей с высокофункциональным аутизмом. Исследования показывают, что буквы, которые пишут дети с РАС, в среднем на 1 см выше и на 4 см шире, чем у обычных детей. Размер и наклон букв в процессе письма у детей-аутистов постоянно меняется. Макрография при аутистических расстройствах объясняется сложностями с мелкой и крупной моторикой, оптико-пространственной и зрительно-моторной координацией.

Оптическая дисграфия
Изменение почерка по типу микрографии или макрографии встречается у детей, страдающих оптической дисграфией. Ведущий механизм – трудности овладения графическими символами из-за сниженного, рассогласованного контроля зрительной и моторной реализации акта письма. Наряду с заменами и смешением сходных букв, недописыванием или написанием лишних элементов отмечается своеобразие почерка: неровные, угловатые, «дрожащие» буквы, имеющие разную величину и наклон. Характерен медленный темп письма, большое мышечное напряжение при движениях кисти, быстрая утомляемость руки.

Макрография
Макрография
Мозжечковая атаксия
Расстройство моторных функций, в частности произвольных движений кистей рук, необходимых для реализации письма, происходит при поражении мозжечка различной этиологии. Мозжечковая атаксия может возникать при следующих нозологиях:

мозжечковый инсульт;
рассеянный склероз;
опухоли головного мозга, в том числе церебральный глиоматоз;
гидроцефалия;
генетические заболевания: наследственная атаксия Пьера-Мари, семейная атаксия Фридрейха и др.
В речевом статусе выявляется специфическая мозжечковая дизартрия, для которой, в первую очередь, характерно расстройство устного высказывания. Речь становится прерывистой («рубленой»), диспросодичной, иногда больной выкрикивает отдельные звуки. На письме отмечаются явления макрографии: неуверенный размашистый почерк, укрупнение букв, трудности плавного соединения элементов.

Дальнозоркость
Мегалографическое письмо может указывать на наличие гиперметропии. При дальнозоркости чтение вблизи улучшается при увеличении размера шрифта. Аналогичная ситуация отмечается и на письме: почерк становится растянутым, с большими расстояниями между словами, буквы приобретают округлую форму и большой размер. У пожилых людей с пресбиопией почерк укрупняется, т. е. развивается возрастная макрография.

Микропсия
Данное расстройство может быть обусловлено как зрительными патологиями (паралич аккомодации, поражение желтого пятна сетчатки), так и психосенсорными нарушениями (синдром Алисы в стране чудес). При микропсии видимые объекты кажутся мелкими, уменьшенными в размерах, что не соответствует действительности. На письме может наблюдаться макрография. Нарушается реальное восприятие размеров букв, из-за чего пациент их изображает чрезмерно крупными.

Биполярное расстройство
Для маниакальной стадии заболевания характерно возбуждение, скачка идей, что отражается на письме. Больные пишут много и увлеченно, однако мысли излагают бессвязно и непоследовательно. Буквы приобретают большие (иногда гигантские) размеры, из-за чего на одной странице умещается только несколько строчек или слов. За один раз больной может исписать целую тетрадь. Чаще всего неоправданно большими буквами пишутся местоимения «Я», «Вы». Письмо в целом небрежное, неразборчивое, иногда новые слова пишутся по уже написанному тексту. В фазу депрессии макрография сменяется микрографией.

Диагностика
При микропсии необходимо проведение комплекса диагностических мероприятий, направленных на выявление центрального механизма изменения почерка. Пациент нуждается в осмотре врача-невролога, офтальмолога. При необходимости проводится психолого-педагогическое обследование (консультация нейропсихолога, логопеда). Основные диагностические этапы:

Неврологический. Нацелен на локализацию очага поражения в головном мозге, обнаружение мозжечковых нарушений. Атаксию обычно выявляют при проведении координационных (пальце-носовой и пяточно-коленной) проб. Для установления морфологического субстрата мозжечковой атаксии выполняют МРТ головного мозга, МРА церебральных сосудов. При определенных нозологиях информативны ЭЭГ, транскраниальное УЗДГ, вестибулометрия, электронистагмография.
Офтальмологический. При обследовании функции зрительного анализатора внимание направлено на оценку состояния глазного дна, выявление аномалий рефракции. Макулодистрофию диагностируют в ходе проведения офтальмоскопии, флуоресцентной ангиографии, ОКТ сетчатки. Для исключения рефракционных нарушений осуществляют визометрию, биомикроскопию, рефрактометрию, исследование аккомодации.
Нейропсихологический. При аутизме используют диагностические опросники, проводят тесты для оценки когнитивных функций (шкала Векслера, шкалы адаптивного поведения), языкового развития. Для подтверждения расстройств восприятия используют методы наблюдения, опроса, проводят психологическое тестирование.
Логопедический. Для выявления макрографии необходимо проведение анализа письменных работ учащихся или взрослых пациентов. Обращают внимание на величину букв, наличие специфических ошибок на письме. Исследуют сформированность мелкой моторики, графомоторных координаций, зрительно-пространственного гнозиса.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *