мая
2021
Наличие высшего образования не является фактором, замедляющим старение головного мозга. Такими выводами поделились ученые из Университета Умео (Швеция), Университета Осло (Норвегия) и Копенгагенской университетской клиники (Дания). Исследование на эту тему опубликовано 26 апреля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
На протяжении многих лет считалось, что более высокий уровень образования способен защитить людей от возрастного снижения памяти и мышления. Существует предположение, что образованные люди имеют больший «когнитивный резерв» ‒ способность поддерживать большую остроту ума даже при возрастном старении ткани мозга. В новом исследовании ученые задались вопросом, связан ли уровень образования с объективным маркером старения мозга ‒ атрофией церебральной ткани.
В научном эксперименте приняли участие более 2000 взрослых европейцев в возрасте от 29 до 91 года. Все они прошли, по крайней мере, две МРТ головного мозга в течение периода наблюдения, который длился 11 лет. Как и ожидалось, у пожилых людей объем мозговой ткани был меньше, чем у молодых, в том числе в гиппокампе ‒ структуре, которая участвует в формировании памяти и наиболее часто повреждается на ранних стадиях деменции. Однако при сопоставлении уровня образования и степени атрофии мозга, выяснилось, что высшее образование практически не влияло на скорость наступления возрастных изменений головного мозга и их выраженность.
Как пояснили ученые, полученные результаты не ставят под сомнение предыдущие исследования, связывающие более высокий уровень образования с более низким риском деменции. Кроме «когнитивного резерва», образование дает косвенные преимущества, защищая людей от других факторов деменции, таких как высокое кровяное давление и сахарный диабет. Так, образованные люди имеют более высокие доходы, чаще занимаются физической активностью, лучше питаются и в целом более ответственно следят за своим здоровьем.
Таким образом, несмотря на то, что ученые не получили убедительных доказательств того, что люди с более высоким уровнем образования имеют более медленную потерю объема мозга с течением времени, в общем образование потенциально способно замедлить старение. Кроме этого, новое исследование не учитывает стимулирующее влияние умственной деятельности в течение всей жизни на когнитивный статус в пожилом возрасте.