Амнезия: виды и причины возникновения

Амнезия: виды и причины возникновения
Амнезия: виды и причины возникновения

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена». Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства. В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста. Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем. Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства. В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество. Кстати, считается, что амбидекстры, в отличие от правшей, помнят события из очень раннего детства и, даже события со слов родителей они помнили из более ранних периодов. Учёные объясняют это тем, что у амбидекстров одинаково хорошо развиты и левое и правое полушария головного мозга. Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года. Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти. Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *