Какую роль играет психология в работе и карьерном росте сотрудника

Какую роль играет психология в работе и карьерном росте сотрудника
Какую роль играет психология в работе и карьерном росте сотрудника

Целью каждого бизнеса является получение прибыли. Главный инструмент для формирования положительного финансового результата компании – это, разумеется, грамотные и заинтересованные сотрудники. Как говорится, кадры решают все, и на протяжении уже многих лет этот девиз остается как нельзя актуальным. Причем неважно, в чем заключается работа forex, кредитные организации, общепит или IT-технологии. Везде эффективность напрямую зависит от атмосферы, царящей внутри коллектива, его слаженности, а также отношениями между руководством и подчиненными.

Психология в работе каждого предприятия является ключевым моментом, на который стоит обращать внимания в процессе поиска слабых звеньев бизнеса. Отношения между сотрудниками – это каждый аспект совместного существования в рамках фирмы: общение людей, двусторонний информационный обмен, любой коммуникативный процесс.

Деловые отношения представляют собой сугубо уникальную сферу, так как в офисе, как правило, никто не делится личными переживаниями и мыслями. Все строго по сути. Однако каждое рабочее звено – это живой человек с эмоциями и психологическими потребностями. Так что если вы хотите понять, насколько эффективным является нынешний состав сотрудников компании, обращайте внимание не только на хладнокровную логику и финансовые показатели, но и на эмоциональную составляющую. Здесь можно провести параллель с торговлей на валютном рынке. Психология трейдинга – это совокупность цифровых графиков, технического анализа и эмоций каждого инвестора в отдельности. Если последний момент опустить, то большая часть сделок закроется для игрока в минус. Аналогичная ситуация и в бизнесе. Без понимания аспектов сложившихся взаимоотношений невозможно говорить о повышении результативности.

Как проявляются эмоции в коллективе

Обычно люди начинают вспоминать о чувствах, только когда возникает определенная потребность. Если говорить о подчиненных, то в этом случае эмоциональная составляющая будет активизироваться в следующих моментах:

нужно уйти с работы пораньше (желания без уменьшения количества оплачиваемых часов);
хочется получить премию;
есть потребность в дополнительном отгуле или отпуске в наиболее удобное (для работника) время;
необходимо как-то объяснить или оправдать свой промах;
появилось желание получить повышение;
нужно отказаться от порученного задания.
Люди могут не просто врать и изворачиваться, а именно давить на «живое». Например, сотрудница не пришла на пересдачу смены в магазин, хотя это прописано в перечне её непосредственных обязанностей. Чтобы руководитель не выписал ей штраф или не уволил, продавец начинает прикрывать свою халатность ребенком, зная, что директор очень любит детей. Это пример нездоровой психологии в отношениях «руководитель-подчиненный». Работник безответственно относится к своим обязанностям и представляет слабое звено всей компании, от которого финансовый результат серьезно страдает. Вместо того чтобы устранить брешь или провести воспитательную работу (выговор, штраф), руководитель поддается чувствам, и сотрудница остается на прежней должности. Как видите, психология в работе с деньгами является очень наглядным показателем наличия серьезных проблем, которые не всегда лежат на поверхности.

Со стороны руководителя также может встречаться эмоциональное манипулирование. Вот несколько причин, по которым в рабочих отношениях возникает упор на личные чувства подчиненного:

желание самоутвердиться в глазах сотрудника;
необходимость сделать акцент на отрицательных качествах работника;
нужно подчеркнуть должностной паритет и расстояние на карьерной лестнице;
приходится лишать премии или урезать зарплату.
Если в коллективе присутствуют подобные моменты, значит, следует ожидать постепенного снижения эффективности всех сотрудников. Как итог – невыполнение поставленного плана, недополученная прибыль или появление убытков. Чтобы понять, что же стало конкретной причиной для столь печального результата, нужна психология. Работа в коллективе – это сложный и очень тонкий процесс, имеющий огромное количество нюансов. Эмоциональная манипуляция не считается нормальным проявлением в прибыльном и перспективном бизнесе. Подобное необходимо выявлять и как можно скорее пресекать.

Как используется психология в работе фирмы для достижения положительных результатов
Чтобы каждый сотрудник старался на максимуме своих возможностей, необходимо подобрать правильный эмоциональный «ключ» к его личности. Специалисты рекомендуют делать акцент не на негативных сторонах, а его потенциале.

Для большинства успешных и стратегически важных членов коллектива деньги являются далеко не единственным, да и не самым главным мотивационным моментом. Обычно меньше работать и больше за это получать мечтают только непродуктивные люди, от которых владельцу бизнеса необходимо избавляться. Если мы имеем дело со зрелой личностью, которая уже определилась с собственными потребностями и желаниями, то список мотиваций будет намного шире. Вот примерный перечень того, что движет человеком для его постоянного саморазвития, совершенствования навыков и достижения общей цели:

желание выделиться на фоне других (с положительной точки зрения);
ощущение стабильности (уверенность в завтрашнем дне и спокойствие);
карьерный рост;
потребность влиться в коллектив (комфортная среда и общение);
справедливая оценка качества работы;
совершенствование в роли специалиста в определенной области;
самостоятельное принятие решений и отсутствия контроля над каждым шагом;
Психология в работе с деньгами говорит о том, что у начальника и подчиненного главные мотивации могут сильно отличаться. Например, одному важна именно стабильность, а другому – карьерный рост. Это не вносит сильные разногласия в компанию, но все-таки дисбаланс ощущаться будет.

Работа в коллективе: психология взаимоотношений и мотивационные принципы
Есть специальные методики, позволяющие понять, что же конкретно толкает человека на то или иное поведение. Ведь работа ради работы и обогащение ради обогащения не помогают достижению главной цели бизнеса, а скорее тормозят развитие компании на рынке. Чтобы подобрать ключ к конкретному сотруднику, необходимо, прежде всего, понять направление его личности и список базовых потребностей. Чаще всего человек даже не осознает, что же именно им движет.

Если работа является всего лишь местом, куда сотрудник приходит на 8 часов, чтобы по итогам месяца получить зарплату, то его мотивация весьма банальна – простое обогащение. Чтобы такой подчиненный начал трудиться лучше, компании придется серьезно потратиться и предложить ему поистине космическую сумму премии за перевыполнение поставленного плана. Причем гарантии улучшения результата не будет. Если человек ходит на работу исключительно ради денег, а не морального удовлетворения и реализации каких-либо личных амбиций, его крайне сложно заставить прыгнуть выше головы. Как показывает практика, на подобный подвиг способны исключительно сотрудники, преданные своему делу.

Если человек получает искреннее удовольствие и удовлетворение от работы, имеет возможность раскрыть свой потенциал, наблюдать за профессиональным и карьерным ростом, ощущает ценность и пользу для компании, значит, его эффективность будет расти в геометрической прогрессии. И в данном случае имеет место не материальное поощрение, а стимуляция его персональных внутренних потребностей.

Именно поэтому так важно понимать ценности каждого человека в работе. Психология помогает руководителю понять главные мотивы своих подчиненных и правильно стимулировать их на повышение результативности. В этом случае начальник занимает более выгодную позицию. Ему проще увидеть в сотрудниках живых людей со своими желаниями, потребностями и проблемами.

Если вам приходится общаться с непосредственным руководителем, помните, что за оболочкой формальности всегда присутствует другая личность. У него тоже имеются эмоциональные черты, сильные и слабые стороны характера. Вам не нужно набиваться к нему в близкие друзья. Подобные отношения иногда становятся серьезной проблемой при повышении по карьерной лестнице. Однако понимание того, что даже самый большой босс является живым человеком, помогает улучшить атмосферу в коллективе, сгладить острые углы в диалогах, а также добиться комфорта в общении.

Невозможно сосредоточиться на выполнении своих обязанностей и демонстрировать эффективность, если в отделе царит напряженность и присутствуют недомолвки. Есть несколько реально рабочих советов, помогающих наладить отношения с коллегами и максимально быстро почувствовать себя «своим»:

Демонстрируйте дружелюбие к окружающим. Если кто-то попросил о помощи, не поленитесь откликнуться. Это покажет вас со стороны отзывчивого человека.
Любой конфликт крайне желательно гасить на месте. Жаловаться руководителю на возникновение разногласий неприемлемо. Не бойтесь открыто говорить с коллегами и прояснять проблемные ситуации.
Ваша психология в работе также очень важна. Если сегодня настроение не блещет позитивом, постарайтесь не вымещать злость и недовольство на окружающих. Со стрессом можно и нужно бороться. Обратите внимание на разные виды спорта и увлечения.
Свое мнение необходимо ценить и уважать, но никогда не навязывать остальным сотрудникам фирмы. Умейте отличать прямолинейность от невоспитанности.
Поддерживать дружеские отношения на работе – это хорошо. Но они не должны влиять на вашу работоспособность и качество выполняемых заданий. Старайтесь не злоупотреблять совместными перерывами и перекурами. Руководство всегда обращает внимание на нецелевое расходование рабочего времени.
Если случился аврал, постарайтесь выложиться на полную и активно помогать своим коллегам. Не забывайте, что вы все трудитесь над достижением общей цели. Переработать здесь просто нереально.
Уважайте личное пространство и чужие вещи. Не берите ничего со стола коллег без спроса.
Не сравнивайте нынешнее место работы с предыдущим. Это вызовет негативную реакцию со стороны других сотрудников (особенно если аргументы приходятся не в пользу новой должности).
Тщательно обдумывайте вопрос, прежде чем его задать. Слишком личные темы затрагивать не стоит.
Не отвлекайте коллег от работы громкими разговорами по телефону, включенной мелодией звонка или слишком сильным запахом духов. Поверьте, это никому не приходится по душе.
Следите за своей работой и не старайтесь научить всех и каждого, как правильно «родину любить».
Насколько бы теплыми ни были отношения внутри коллектива, личную информацию лучше держать при себе. Это избавит вас от сплетен и зависти.
Не пренебрегайте совместными праздниками и прочими мероприятиями. Так вы покажете себя излишне нелюдимым или гордым.
Соблюдение этих несложных правил поможет наладить хорошие отношения с коллегами и быстро влиться в коллектив. Давайте отдельно рассмотрим рекомендации для женщины, сменившей рабочее место на организацию, где трудятся в основном одни парни.

Правила поведения для девушки в мужском коллективе
Взаимоотношения между полами всегда подразумевают определенные сложности. Но женщина может быстро наладить контакт на новом месте, если будет следовать этим советам:

Кокетство на работе неприемлемо. Когда мужчины оказывают вам знаки внимания, реакция должна быть нейтральной или чуть удивленной. Грубо пресекать флирт тоже не стоит. Сохраняйте спокойствие.
Следите за своим внешним видом. Избегайте откровенных нарядов и слишком коротких юбок.
Здесь все имеют равные условия. Поэтому не нужно как-то выделяться и требовать индивидуального отношения по половому признаку.
Эмоциональность и истерики лучше оставить за стенами работы. Насколько сильно бы вас не возмущала та или иная ситуация, держите себя в руках.
Если соблюдать эти несложные правила, коллектив очень быстро примет новую сотрудницу. Главное – проявлять дружелюбие и готовность в любой момент выручить коллегу.

Рекомендации для руководителя
Если вы занимаете пост начальника, очень важно следить за тем, что подчиненные правильно поняли ту или иную информацию. Просто озвучить задание – это еще половина дела. Попробуйте запросить обратную связь. Пусть сотрудник самостоятельно расскажет, как он понял поставленную перед ним задачу. Если что-то воспринято неверно, обязательно скорректируйте информацию. Только не делайте это слишком грубо или с претензией. Всегда есть риск находиться по разные стороны словарного запаса. Подчиненным очень важно знать, что к вам можно обратиться за любым разъяснением без страха оказаться записанными в необразованные люди.

Каждый сотрудник имеет право озвучить несогласие с той или иной стороной поведения своего руководителя. Не стоит воспринимать это слишком резко. Помните, что существует личностная психология. В работе с деньгами очень важно воспринимать каждого отдельного человека в качестве полноценного звена целого механизма. Ему может быть намного лучше видны ваши недостатки. К такому мнению стоит прислушаться.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *