Мар
2024
Многие пациенты, пережившие острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), сталкиваются с серьезными последствиями. Характер и проявление нарушений зависят от того, какая область мозга затронута и как скоро была оказана медицинская помощь. Иногда это проявляется как незначительные проблемы с артикуляцией, а в других случаях человек совсем не может говорить. Речевую реабилитацию желательно начинать как можно раньше — если позволяет состояние больного, то уже через неделю можно приступать к занятиям.
Вследствие болезни часто наблюдаются афазия и дизартрия. Афазия — расстройство сформированной речи, частичная утрата или потеря способности говорить, понимать обращенные фразы, писать и читать.
Виды афазии:
Моторная — связана с поражением задних отделов лобной доли, известных как центр Брока. При этом человек понимает обращенные слова, но испытывает затруднения в спонтанном разговоре.
Сенсорная — проблема в верхних отделах височной доли, также известных как зона Вернике. В этом случае невозможно восприятие информации на слух.
Акустико-мнестическая, при которой задеты средние и задние отделы височной области. Больной разговаривает, но с трудом понимает, когда к нему обращаются, плохо запоминает услышанную информацию.
Динамическая, вызванная поражением префронтальной коры. Пациент не способен построить предложение, у него скудный словарный запас.
Семантическая, при которой нарушается кровоснабжение теменно-затылочных зон мозга, в итоге человек не воспринимает длинные предложения и тексты.
Помимо афазии, инсульт может вызвать дизартрию — состояние при котором больной говорит невнятно, испытывает сложности в произношении.
Восстановление речи после инсульта
Сначала обращаются к врачу, специализирующемуся на поддержке пациентов с нарушениями навыков коммуникации. Он оценит степень поражения мозга, проведет комплексное обследование и разработает индивидуальный план: упражнения на улучшение артикуляции, пополнение словарного запаса и возвращение навыков общения. Позже, с разрешения доктора, можно будет заниматься дома.
Сразу после ОНМК часто возникает афазия, но иногда способность говорить может самостоятельно вернуться в первый месяц. В любом случае, нельзя откладывать реабилитацию, ее успех зависит от нескольких факторов:
Терпение и упорство: пациент и его близкие должны быть готовы к длительному и трудному процессу восстановления и сохранять мотивацию.
Время: чем раньше начать заниматься (желательно в течение 3 месяцев после болезни), тем быстрее можно будет увидеть результат. Регулярные занятия, проводимые не реже 2-3 раз в неделю, значительно улучшают речь. В среднем требуется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от объема поражения мозга, усилий самого пострадавшего, выбора восстанавливающих мероприятий.
Индивидуальный подход: план реабилитации должен быть разработан под конкретного больного.
Оптимизм и психологическая поддержка: положительный настрой и помощь близких помогут привыкнуть к новому образу жизни.
Упражнения для возвращения речевых навыков
В некоторых случаях люди повторяют слова, называют предметы и отвечают на простые вопросы. В других ситуациях вовсе отсутствуют какие-либо звуки. То же самое относится и к пониманию: у одних наблюдается частичное непонимание, а у других – слышатся отдельные знакомые слова, но смысл предложения остается неясным. На начальных этапах цель терапии — произношение отдельных слов, а затем – выполнение бытовых задач, например, покупка продуктов в магазине.
Часто после нарушения кровообращения мышцы, отвечающие за мимику и звукопроизношение, становятся скованными, что приводит к проблемам с дикцией.
Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполняют такие упражнения:
легкое прикусывание расслабленного языка;
цоканье языком;
складывание губ в трубочку;
надувание щек;
растяжение сомкнутых губы в улыбке;
широкое открывание рта на протяжении нескольких секунд;
движение расслабленной нижней челюстью в разные стороны.
Когда восстановится речь после инсульта, нужно стимулировать развернутые спонтанные рассуждения, для этого пишут поздравительные открытки, письма, играют в ассоциации, учат наизусть короткие стихотворения, пересказывают просмотренные фильмы.
Помощь логопеда, нейропсихолога и физиотерапевта в реабилитации после инсульта
Задача — помочь пациенту ясно и четко разговаривать и восстановить социальную активность. Сначала определяют проблему: афазия, дисфагия (трудности с глотанием) либо другие нарушения. Логопед разрабатывает персонализированную программу восстановления:
упражнения, направленные на улучшение артикуляции звуков и укрепление мышц для четкой дикции;
задачи на слуховое восприятие, анализ текста и ответы на вопросы, чтобы улучшить понимание обращенных фраз;
при необходимости использование других методов общения: жесты, мимику, письмо, применение устройств для альтернативной коммуникации.
Часто логопед сотрудничает с нейропсихологами и физиотерапевтами, чтобы комплексно подойти к постинсультному восстановлению.
Нейропсихолог проводит оценку когнитивных функций (память, внимание, и обработка информации), чтобы понять, как они пострадали от болезни и повлияли на возможность разговаривать. Разрабатывает индивидуальные мероприятия, такие как:
упражнения для запуска речи и улучшения когнитивных функций;
занятия для увеличения словарного запаса;
психологическая поддержка пациента и его семьи.
Основная задача физиотерапевта связана с улучшением функций, которые могут влиять на возможность общения:
возвращение контроля над мышцами, необходимых для ясной дикции;
разработка мимических и артикуляционных мышц, которые играют ключевую роль при произношении слов и звуков.
Применяются различные физиотерапевтические методы, например, внутритканевая электростимуляция, иглорефлексотерапия, миостимуляция. Такие способы лечения интегрируются в общий план реабилитации после инсульта.