Экзамен на устойчивость к стрессу

Экзамен на устойчивость к стрессу
Экзамен на устойчивость к стрессу

Наступила весна — время солнечных дней, молодой листвы, теплой погоды и… подготовки к ЕГЭ. Она оказывается столь масштабной и бесконечной, что зачастую подросток боится упустить любую минуту, считая, что каждый миг должен быть отдан занятиям. Конечно, сложно спорить, что учить нужно много и качественно, но… Утомление, острое, а позже и хроническое, бич всех, кто забыл об отдыхе в надежде объять необъятное.

Школьники, родители и учителя должны помнить о том, что отдых и восстановление сил — такая же важная задача, как выучить еще несколько параграфов учебника. Не зря продолжительность рабочего дня составляет восемь часов. За этой цифрой стоят столетия изучения работоспособности человека. Оказывается, что труд, длящийся больше этого времени, неэффективен. Это отражается как на простом качестве выполнения задания, так и на здоровье. Типичные симптомы, которые должны заставить школьника закрыть учебник: становится очень сложно запомнить вроде бы привычный объем информации, внимание всё время отвлекается на посторонние предметы, не получается вспомнить то, что еще вчера прекрасно знал, задачи решаются исключительно шаблонным способом или ставят в тупик, появляются ошибки и очень хочется поесть, поболтать, погулять… Всё это стандартные признаки наступления острого утомления — времени, когда надо посвятить себя отдыху.

И, конечно, всё написанное не означает, что школьника надо приковать к рабочему столу на целых восемь часов! Психологи рекомендуют делать перерывы не реже одного раза в два часа. Причем оптимально, если перерывы будут заполнены активными упражнениями, ходьбой, небольшими физическими нагрузками. И, конечно, нужно помнить, что режим питания не менее важен при подготовке к ЕГЭ, чем знания русского или математики! Завтрак, обед и ужин — тоже часть подготовки!

Мы часто слышим в адрес подростков высказывания вроде «ты молодой — у тебя сил много» или «молодому организму всё нипочем». Но родителям и педагогам крайне важно понимать, что подросток не должен оставаться наедине со своими переживаниями, которые зачастую связаны с депрессивными или девиантными проявлениями. Не стоит думать, что молодой и полный сил организм способен самостоятельно справиться со всеми трудностями. Стресс от сдачи экзаменов порой является как бы «последней каплей» для внутреннего ресурса подростка и может иметь негативные последствия как для его психологического благополучия, так и для будущих успехов. Необходимо помогать подростку в поиске средств, с помощью которых он может совладать с трудностями и эмоциональными перегрузками. Это может быть отвлечение на хобби, спорт, приятное общение — всё то, что пополняет запас положительной энергии и способствует скорейшей адаптации ранимой психики к сложным жизненным ситуациям. Наличие поддержки со стороны значимых взрослых, а главное, доверительные дружеские отношения в семье становятся наиболее эффективной средой для успешного совладания со стрессом.

При этом, однако, важно понимать, что не любой стресс — зло. Стресс — состояние напряженности, которое может открыть богатейшие ресурсы адаптации к самым неожиданным ситуациям. В малых «дозах» стресс полезен для любой деятельности. Он заставляет нас лучше запоминать и вспоминать, быть более внимательными, собранными и концентрированными, придумывать необычные пути решения проблемы, стать более ловкими, пусть и на время. Но если стресс «зашкаливает», возникает эффект пружины, которую сдавливали слишком сильно: она или ломается, или резко распрямляется, ударяя отдачей.

Как использовать ресурсы стресса, не доводя до крайностей? Самое главное правило в этом случае — тщательно распланировать нагрузку в течение оставшегося до сдачи ЕГЭ времени. Наметить себе план работ на каждый день, оставив время для выходных, отдыха и неожиданных происшествий. Полезно каждый день подводить итоги сделанного, мысленно проверяя себя по каждой пройденной теме. Таким образом, «полезный стресс», заставляющий собраться и работать, — это стресс тщательно спланированный и распределенный во времени. А выучить всё в последнюю ночь, к сожалению, не удастся.

Эффективным также будет обсуждение на «семейном совете» графика жизни всей семьи на время подготовки и сдачи ЕГЭ. Это позволит подростку, с одной стороны, почувствовать собственную значимость и поддержку со стороны близких, а с другой — планомерно перестроить свой собственный ритм и график жизни в связи с увеличением нагрузки.

Важно не поддаться аффективному состоянию подростка, для которого успешная сдача ЕГЭ становится единственной целью в жизни. Необходимо всегда помнить, что экзамены — это промежуточный этап, комплекс средств и способов для демонстрации накопленных ранее знаний. А финальным результатом всех приложенных усилий является гармоничное и благополучное самоопределение, нахождение своего профессионального пути, который, кстати, потребует от подростка гораздо больше сил и мотивации, чем школьные экзамены.

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *