Корковая дизартрия

Корковая дизартрия
Корковая дизартрия

Патогенез нарушений артикуляции при данном типе дизартрии связан с частичной утратой нейромедиаторных функций пораженными участками коры, которые локализуются в нижней лобной доле головного мозга – в первичной моторной (премоторной) коре нижней лобной извилины (gyrus frontalis inferior).

Данные участки, состоящие из пирамидных нейронов, принимают сигналы сенсорных систем и в ответ на них генерируют ответные сигналы и по подкорковым нервным волокнам передают их мотонейронам спинного мозга, что и обеспечивает движение кистей и пальцев рук, а также всех мышц, обеспечивающих артикуляцию (образование звуков). В таким мышцам относятся шилоязычная, подъязычная, шилоподъязычная, язычноглоточная, язычнонебная, подбородочноязычная, челюстноподъязычная и др.

При поражении вышеназванных участков коры головного мозга происходит нарушение иннервации этих мышц и ограничение подвижности языка и губ, отчего произношение звуков крайне затрудняется.

Корковая дизартрия является одним из симптомов острого нарушения мозгового кровообращения (ишемического инсульта), кровоизлияния головного мозга (геморрагический инсульт), болезни Шарко (Лу Герига) или бокового амиотрофического склероза, синдрома (болезни) Хантингтона, рассеянного склероза, церебрального паралича у детей (ДЦП).Ключевые симптомы корковой дизартрии проявляются в нарушениях произношения большей части звуков, в первую очередь, согласных (лабиальных, язычных, зубных, смычных, фрикативных и т.д.), для артикуляции которых особенно важно нормальное функционирование основных подвижных артикуляторов – языка и губ. Имеют место частые пропуски или замена звуков. В результате, речь становится малопонятной для окружающих.

Также отмечается темпо-ритмические нарушения речи (отсутствие плавности), хотя налицо ее явное замедление из-за более длительного произнесения (растягивания) некоторых звуков, слогов и целых слов. Со стороны кажется, что говорящему трудно шевелить языком и губами, и это соответствует действительности. Дело в том, что при нарушении иннервации мускулатуры, участвующей в воспроизведении звуков, их артикуляционный уклад (правильная последовательность движений органов артикуляции) не имеет необходимого уровня автоматизма. Ведь при отсутствии патологий этот автоматизм вырабатывается естественным путем в детстве.

Кстати, первые признаки корковой дизартрии выражаются в замедлении темпа речи, замене или пропуске звуков (верхнеязычных, щелевых, взрывных, шипящих), при произнесении которых требуется максимальная подвижность артикуляционных мышц. А также в снижении уровня фонации, отчего громкость звучания снижается и появляется глухое произношение «в нос» (гнусавость).

Поскольку нарушения в коре лобных долей головного мозга затрагивают функции нейронов, ответственных за работу других мышечных групп (в частности, проксимальных отделов верхних конечностей), то речевые симптомы корковой дизартрии часто сопровождаются такими нарушениями ЦНС, как парестезии, спастичность и ригидность различных мышц, и ограничение подвижности. Например, при церебральном параличе у еще не говорящих маленьких детей (в возрасте до 1,5-2 лет) признаки корковой дизартрии (как и любой другой) проявляются в очень низкой голосовой активности. Это, безусловно, затрудняет нормальное развитие речи.

Об особенностях симптомов при ДЦП читайте – Детский церебральный паралич

Последствия корковой дизартрии сказываются на общем состоянии центральной нервной системы пациентов-детей и вызывают такие осложнения, как существенное ограничение словарного запаса, снижение внимания и способности запоминать, нарушение письма и чтения, двигательные и психо-эмоциональные расстройства.

А у взрослых последствия часто выражаются в депрессивном состоянии из-за проблем с коммуникацией и в значительном уменьшении речевого общения.Органические поражения коры головного мозга в большинстве случаев не поддаются лечению, а если они врожденные, то терапевтические методы и вовсе бессильны. В такой ситуации единственный путь – коррекция корковой дизартрии, которой занимается логопед.

Главное задача логопедической помощи состоит в разработке артикуляционного аппарата. Специальные упражнения для артикуляционных мышц и занятия по постановке артикуляционного уклада звуков помогают уменьшить выраженность нарушений речи и повысить речевые навыки при легкой и средней степени корковой дизартрии.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *