Инсульт: восстановление речи

Инсульт: восстановление речи
Инсульт: восстановление речи

Особенности речевой реабилитации
Реабилитация после инсульта

Нарушения речи зависят от типа инсульта и степени поражения мозга.
Больной может испытывать трудности в произношении слов, запоминании и в понимании чужой речи. Также возможны нарушения работы мышц лица и языка.

Восстановление речи — это важнейшая задача реабилитации. Речевую реабилитацию следует начинать сразу, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания. В связи с большой утомляемостью больных занятия на первых этапах проводятся по 10-15 минут несколько раз в день.

Правильную программу по восстановлению речи может составить только логопед. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы.

Попытки самостоятельно научить больного говорить могут принести больше вреда, чем пользы. Например, если попросить больного повторить за вами название какого-то предмета, то возможно, это удастся сделать. Однако, в последствии может сформироваться эхолалия – человек будет продолжать повторять какие-то слова, но сам сказать все равно ничего не сможет.

Если у больного получается выговорить какое-то слово и вы поощряете его в частом воспроизведении этого успеха, может возникнуть словесный эмбол — больной без всякого смысла и повода будет повторять это слово, но научить его говорить другие слова окажется намного сложнее. Если пациент может повторить за вами название какого-либо предмета, не спешите радоваться. Нередко случается так, что эти слова он так и будет употреблять в исходной форме, без склонения — это называется аграмматизмом.

Зачастую восстановление речи затягивается на большие сроки, иногда на годы. Все это время больной должен амбулаторно заниматься с логопедом и близкими, обученными логопедом.

Огромную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного.

Занятия для восстановления после инсульта

Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях.

Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе.

Что можно есть после инсульта: основные правила и меню

Виды речевых нарушений
Афазия
У более трети людей, перенесших инсульт, наблюдается афазия. Больной утрачивает способность произносить слова и/или теряет понимание обращенной к нему речи при сохранении слуха.

Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций, – письма (аграфия) и чтения (алексия).

Начинается лечение афазии после инсульта с медикаментозной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах.

Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще и дольше больной выполняет упражнения. При этом главную роль играет не сложность упражнений, а частота и длительность занятий.

Дизартрия
Для этого расстройства речи характерно нарушение правильной артикуляции, затруднения в произношении звуков речи, в результате чего речь теряет членораздельность и внятность или становится растянутой, замедленной, прерывистой. При этом остается понимание речи окружающих, чтения и письма.

Внутренняя речь (способность вести с говорящим немой диалог) при этом сохраняется. То есть больной может ответить на заданный вопрос, но ответить либо про себя, либо в письменном виде.

В отличии от афазии, при дизартрии расстройство речи вызывает ограниченная подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ).

Комплекс упражнений для восстановления функции языка
Открыть рот. Губы растянуть в улыбке. Удерживать язык широким и расслабленным в полости рта под счет до 5–10. Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов.
Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высовывать язык изо рта лопатой (придать ему плоскую широкую форму), чтобы боковыми краями он касался уголков рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать под счет до 5–10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку нужную форму, то можно:
а) произносить с вялым языком «пя-пя-пя, бя-бя-бя»;
б) на растянутый между губами язык выдыхать воздух и нараспев тянуть звук «и-и-и».
Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
Широкий язык с силой протискивать между зубами наружу так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка. Губы в улыбке.
Рот открыт. Зубы оскалить. Высовывать язык наружу «иголочкой» – языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не получается, то можно:
а) вытянуть язык между зубами или губами, сжимая его губами с боков;
б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу или карандашу;
в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда в углу рта он суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередно высовывать широкий и узкий язык «лопатой», «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным, «лопатой» и узким – «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
Делать такие же движения языком, но внутри полости рта, кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот открыт. Губы в улыбке, следить, чтобы они оставались неподвижными.
Рот широко открыть, зубы оскалить. Высовывать широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь доводить кончик до верхнего внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
Рот закрыт. Облизывать зубы под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
Рот открыт. Облизывать зубы под верхней губой, кончик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
Рот открыт. Облизывать нижние зубы под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
Рот открыт. Облизывать зубы под губами, выполняя движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает движения вверх-вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.
Как восстановиться после инсульта в домашних условиях

Если больной не говорит, с ним необходимо разработать систему условных знаков или звуков. Возможно, разных на случай различных потребностей, но подчас допустимо обойтись только сигналами «да» и «нет». Например, для совсем невладеющих мышцами лица больных самым распространенным вариантом является моргание как «да» и закрытые глаза как «нет».

Правила общения с больными, страдающими расстройством речи
Каждому больному требуется индивидуализированный подход. Приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.

Как правило, упражнения, подобранные логопедом в начале восстановительного цикла, носят неречевой характер. Это складывание пазлов, рисование, конструирование фигур с помощью кубиков. Подойдет игра в карты, домино, лото. На следующих этапах пациентам дают задания совместить картинку и подпись к ней. Восстановление навыков письма проводят с помощью записи под диктовку слов и цифр.

Занятия с логопедом должны проводиться в тишине. Посторонние шумы, работающий телевизор или радио мешают пациенту с нарушенной речью гораздо больше, чем здоровому человеку.

Больше разговаривайте в его присутствии. Он обязательно должен участвовать в общих беседах, это ускоряет выздоровление и улучшает эмоциональный фон.
Занятия с логопедом надо проводить как можно раньше с момента выявления нарушений речи. Наиболее продуктивны первые три недели от момента заболевания. Затем компенсаторные возможности организма постепенно уменьшаются.
Старайтесь обращаться к больному с короткими и четкими фразами.
Когда беседуете с больным, говорите медленно, хорошо выговаривая слова.
Не повышайте голос при общении с больным и не сюсюкайте. Афазия – это не глухота и не слабоумие.
Задавайте на первых порах такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Старайтесь не прерывать больного – путь выскажет свою мысль до конца, даже если это получается не так быстро, как хотелось бы
Окружающие больного люди должны понимать, что на интеллекте афазия никак не сказывается. Не следует относиться к нему как к психически больному иначе у больного может развиться депрессия. Расстройство речи связано с речевым аппаратом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *