Типичные ошибки начинающего психолога

Типичные ошибки начинающего психолога
Типичные ошибки начинающего психолога

Вчера еще студенты, сегодня практикующие психологи. Молодые специалисты стремятся как можно быстрее начать консультировать и наработать базу клиентов. Как это сделать правильно? Какие типичные ошибки допускают начинающие консультанты? С этими вопросами мы обратились к психологу и психотерапевту, специалисту с 20-летним опытом, автору программ для психологов и психотерапевтов Оксане Королович (Наумыч).

Ошибка №1. Казаться непогрешимым
Молодой психолог так боится показаться непрофессионалом, что не отступает от буквы университетских лекций и пособий.

Сыплет терминами из учебника психологии и дистанцируется от клиента.Сохраняет серьезное и отстраненное выражение лица на протяжении всей консультации.Во многом это последствия «сухого» обучения студентов психологических факультетов. Такое поведение препятствует раскрытию и откровенности клиента, который и так чувствует себя не в своей тарелке. А тут еще психолог с каменным выражением лица зачитывает диагноз, как приговор!Оксана Королович: Не забывайте, что перед вами не только «объект исследования», но и просто человек. Стремитесь к разумному синтезу профессиональных качеств и личностных особенностей.

Ошибка №2. Добавлять много личного в консультации.
Некоторые психологи впадают в другую крайность. Стремясь показать клиенту, что они обыкновенные люди, начинающие консультанты забывают о профессиональной этике и границах.Начинают делиться своими проблемами, доказывая, что не только клиент имеет трудности в жизни. Так стирается граница между тем, кто просит помощи и тем, кто ее оказывает.Много и неуместно шутить. Такое поведение выдает неуверенность и отталкивает.Перед вами человек, который пришел за психологической поддержкой. Не превращайте консультацию в дружескую беседу. Следите за речью и будьте объективны.Оксана Королович: Помните о том, что лекарство от яда отличает мера. Нельзя строить консультацию только на «технике», но и нельзя забывать о том, что вы профессионал. Учитесь соблюдать баланс, следя за реакцией клиентов.

Ошибка №3. Растворяться в проблемах клиента
Большинство студентов психологических факультетов после обучения излишне заботятся о клиентах. Такая «гиперопека» дает противоположный результат.

Специалист настолько погружается в проблему, что рискует забыть о собственной жизни и других клиентах.
Чрезмерная опека делает человека инфантильным и зависимым от психолога. Проще раз за разом бегать к мудрому «советчику», чем учиться решать проблемы.Научитесь максимально прорабатывать проблему вместе с клиентом во время консультации и переключаться сразу после его ухода.Оксана Королович: Ваша задача не привязать к себе клиента, а помочь ему раскрыть собственный ресурс для преодоления проблемы и гармонизации жизни.

Ошибка №4. Принимать решения за клиента
Иногда психолог забывает, что он не «вершитель судеб» и не имеет никакого права принимать за другого человека жизненно важные решения.Молодому специалисту нравится чувствовать себя «инженером человеческих душ». Он упивается собственной значимостью.Психолог не задумывается об ответственности. Готовы ли вы отвечать за результат, если последствия будут фатальны для клиента?Научитесь помогать клиенту принимать самостоятельные решения исходя из его истинных чувств и намерений.

Оксана Королович: В своих программах для психологов и психотерапевтов я учу исследовать вместе с клиентом его пространство. Клиент, приходя к психологу, не видит собственного ресурса и возможностей. Он зашорен рамками. В процессе терапии он получает поддержку, учится осознавать свои ресурсы и принимать решения.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *