Преждевременное рождение ослабляет связи между участками головного мозга

Преждевременное рождение ослабляет связи между участками головного мозга
Преждевременное рождение ослабляет связи между участками головного мозга

Интернет-издание Medical Xpress рассказывает, что ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета (Washington University School of Medicine) в Сент-Луисе провели сканирование мозга младенцев, часть из которых были рождены доношенными, а другая часть детей родились преждевременно. Таким образом, исследователи хотели определить в мозге малышей нулевую отметку для тех различий, которые могут лежать в основе некоторых психологических проблем.

Главный исследователь Синтия Роджерс (Cynthia Rogers), доктор медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, говорит, что на ранних этапах жизни мозг особенно пластичен, поэтому благодаря раннему вмешательству потенциально можно изменить ход его развития. Доктор Роджерс рассказывает, что, как правило, врачи не могут начать вмешательство до тех пор, пока не произойдет развитие симптомов, поэтому сейчас исследователи и пытаются разработать объективные параметры развития у недоношенных детей головного мозга. Именно эти параметры могут указать, появятся ли у ребенка проблемы на более позднем этапе развития. Исследователи предполагают, что если попытаться уменьшить эти различия еще на ранней стадии развития малыша, то можно будет добиться положительных результатов на более поздних этапах его жизни, предотвратив возникновение некоторых психических и нервных расстройств.

В Соединенных Штатах один ребенок из девяти рождается недоношенным и, таким образом, для этих детей изначально повышен риск возникновения когнитивных проблем и проблем с моторикой, также для этих детей повышена вероятность развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройств аутистического спектра и тревожности.

Исследование
Чтобы получить более полную картину, как преждевременные роды влияют на мозг младенцев, доктор Роджерс вместе со старшим автором исследования Кристофером Д. Смайзером (Christopher D. Smyser), доктором медицинских наук, доцентом кафедры детской неврологии, и ее коллега в исследовательской лаборатории Вашингтонского университета развития новорожденных использовали функциональную магнитно-резонансной томографию и тензор диффузии сканирования мозга. Исследовали ставили перед собой цель сравнить головной мозг 58 детей, рожденных в срок и 76 детей, рожденных, по крайней мере, на 10 недель раньше срока. Головной мозг каждого ребенка, рожденного в срок, был отсканирован на второй или третий день жизни. Сканирование головного мозга каждого недоношенного ребенка проводилось несколько раз в течение всего периода, который должен был бы пройти до нормального срока рождения.Исследователи обнаружили, что некоторые основные мозговые сети, которые участвуют в формировании таких сложных процессов, как внимание, общение и эмоции, у недоношенных детей слабее, чем у детей, рожденных доношенными. По мнению ученых, это может объяснить, почему у детей, рожденных преждевременно, риск возникновения психических расстройств намного выше, чем у доношенных детей.

Доктор Роджерс, которая лечит маленьких пациентов в Детской больнице Сент-Луиса, рассказывает, что у грудных детей, которые родились раньше срока, обнаружились значительные отличия в строении участков с белым веществом. У этих же детей были обнаружены некоторые аномалии в цепях головного мозга, когда результаты сканирования головного мозга этих малышей сравнили со снимками этих же структур головного мозга детей, рожденных своевременно.

Как известно, участки белого вещества в головном мозге создаются из аксонов, которые соединяют различные участки мозга для сформирования сети. Исследователи также обнаружили различия и в сетях головного мозга, ответственных за состояние покоя, особенно выражены эти отличия были в паре сетей, которые вовлечены в ранний процесс обучения и в процессы, связанные с развитием.

В числе этих сетей, которые отвечают за состояние покоя, есть сеть режима молчания, которая наиболее активна именно в тот период, когда человек наименее активный. Наибольшие различия между доношенными и недоношенными младенцами были замечены именно в этой сети, а также в лобно-теменной сети головного мозга. Оба эти участка связаны с эмоциями, а немного раньше их связывали также с СДВГ и с расстройствами аутистического спектра.

Доктор Роджерс отмечает, что эти аномальные мозговые схемы, вероятно, оказывают влияние на проблемы, которые материализуются в тот период, когда дети становятся старше.Чтобы увидеть, насколько правильные оценки сделаны во время этого исследования, доктор Роджерс вместе с коллегами продолжают наблюдать за младенцами, чтобы оценить их состояние, когда малыши достигнут возраста двух лет, а затем провести оценивание детей еще раз, когда им исполнится пять лет. Исследователи также планируют провести ряд сканирований головного мозга этих же детей по достижении ими возраста девяти-десяти лет.

Ученые уже провели анализ собранных данных, но хотят провести сканирование головного мозга детей через несколько лет, чтобы следить за их развитием. Доктор Роджерс отмечает, что ученные хотят увидеть различия в эволюции мозга доношенных и недоношенных младенцев, чтобы понять, почему на некоторых детей влияют эти различия, а на некоторых нет.

Исследователи считают, что эта информация может помочь врачам и ученым понять, какие основные аномалии в головном мозге недоношенных младенцев могут влиять на их развитие, так как, возможно, более глубокое понимание этих аномалий поможет разработать способы, с помощью которых можно будет изменить возможности развития этих детей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *