Невроз

Невроз
Невроз

Невроз, психоневроз, невротическое расстройство — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом. Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики. Термин претерпел многочисленные перерассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. К тому же стоит отметить, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров. Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть. Зигмунд Фрейд считал, что невроз образуется в результате противоречий между инстинктивными влечениями (Оно) и запрещающим Сверх-Я, представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства. Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей».

Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них доминирует, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями. В целом, на данный момент, в качестве факторов, предрасполагающих к развитию невроза выделяют как психологические факторы (особенности личности, условия ее созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний), так и биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).

Психические симптомы Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин). Нерешительность. Проблемы в общении. Неадекватная самооценка: занижение или завышение. Частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство. Неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни. Часто встречается цинизм. Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость. Раздражительность. (см. подробнее: Неврастения) Высокая чувствительность к стрессам — на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией Плаксивость Обидчивость, ранимость Тревожность Зацикленность на психотравмирующей ситуации При попытке работать быстро утомляются — снижается память, внимание, мыслительные способности Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры Расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость

Физические симптомы Головные, сердечные боли, боли в области живота. Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности. (см. подробнее: Неврастения) Вегето-сосудистая дистония (ВСД), головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления. Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения. Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи). Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения. Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии. Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул. Иногда — снижение либидо и потенции

Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и медикаментозное лечение с помощю антидепрессантов и транквилизаторов. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза. Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к ее особенностям.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *