Как правильно относиться к критике

Как правильно относиться к критике
Как правильно относиться к критике

Сначала стоит ответить себе на несколько вопросов.
Кто? Многое зависит от того, кто критикует, важно ли вам мнение этого человека, понятно ли, зачем он делает и, главное, как.Зачем? Если критика несправедлива, сразу пропускайте мимо ушей, не переживайте, поверьте, того не стоит. Критикующие уверяют, что критика помогает критикуемым стать лучше, что указание на наши ошибки поможет нам избегать их в дальнейшем. Все так. Только зачастую критика является оружием, цель которого – поразить как можно больнее, уколоть, унизить, заставить почувствовать себя никчемной личностью, неспособной качественно выполнить работу или поручение. Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь. Возможно, критикующий просто занимается сведением счетов.

Справедливая критика – важная информационная услуга. Она помогает нам понять, где мы были неправы, поправить ситуацию и сделать дело лучше. Она дает нам возможность учиться и расти. При этом стоит отвечать на замечания, а не на критический тон, различая саму критику и ее форму. Даже если критикующий говорит со злостью, постарайтесь отделить эмоции от ценных замечаний.На справедливую критику следует реагировать позитивно и стараться извлечь из нее пользу. Цените критику. Обычно мы ценим только похвалу – нам сказали приятные слова, и мы счастливы, покритиковали – несчастны. Если есть желание совершенствоваться и расти, стоит поощрять конструктивную критику и научиться ценить замечания.

Еще один очень важный момент – принятие критики на свой счет. Ни в коем случае не надо так делать. Отличный пример – мама и яблочный пирог. Если начать критиковать мамины кулинарные способности, она воспримет это как личное оскорбление. Но отождествлять себя с яблочным пирогом в корне неверно. Кто-то может найти объективные недостатки в наших кулинарных способностях, но это не значит, что критика относится к нам самим. Следует понимать, что критикуя нас, люди критикуют не наше истинное Я, а лишь один из его аспектов. Критикуя других, мы можем критиковать их гордость или зависть; но зависть — это всего лишь эмоция, она проходит.

Если есть возможность подождать с ответом на критику – лучше так и сделать. Ответив со злостью или под влиянием чувства оскорбленной гордости, будете потом жалеть. Если немножко подождать, ответ будет более спокойным.
Соглашайтесь со справедливой критикой сразу и в категоричной форме. Да, непросто признать свою неправоту прямо и вслух даже взрослым и сильным людям, но защищать ее – глупо. В то же время, заняв в такой ситуации оборонительную позицию, вы, во-первых, затягиваете неприятную ситуацию, во-вторых, выставляете себя в неприглядном свете. «Ты не почистил ботинки» — «Да, не почистил». Пример, конечно, сильно утрирован, но стоит ли углубляться в объяснения, почему вы их не почистили или спорить, утверждая, что они и так еще не слишком грязные. Или, еще хуже – «у тебя не чище».
И, конечно, улыбнитесь (это всех раздражает:)). Улыбка, даже натянутая, помогает расслабиться, вызывает позитивный отклик и помогает психологически. Она побудит собеседника умерить пыл.

Если критикуете вы, в первую очередь стоит определиться с мотивацией. Зачем я критикую? Чего я хочу этим добиться? Не движет ли мной зависть или желание уколоть? Не желаю ли я унизить человека? Следует принять во внимание характер ваших отношений, есть ли у вас взаимопонимание и так ли на самом деле ваша критика необходима.Проанализировав свои ответы вы, возможно, решите воздержаться от критики. Особенно если не уверены, что критикуемый верно ее от вас воспримет. А если человек, например, находится в тяжелых жизненных обстоятельствах, ваша критика может только усугубить его состояние.

Если все же решились критиковать, выберете верный тон. Недопустимы пренебрежительные или повелительные нотки, оскорбление или унижение. Высказывайтесь спокойно, не переходите на личности, чтобы не спровоцировать человека занять оборонительную позицию. Обязательно поблагодарите человека за то, что он вас выслушал, сделайте акцент на его успехах и поощрите старания.В завершение желаю во всех критических высказываниях мудрости и чуткости к собеседнику, уважения к его личности, помнить, что критикуете не личность, а ее проявление. Тогда, не испортив отношений, не заставив собеседника чувствовать себя униженным и оскорбленным, ваши слова обязательно достигнут цели.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *