8 способов помочь ребенку при испуге

8 способов помочь ребенку при испуге
8 способов помочь ребенку при испуге

Приступая к рассмотрению темы детского испуга, давайте попробуем в уме воспроизвести тот момент, когда вас самих что-то сильно испугало. Телесные ощущения при испуге хорошо помните? Потратьте несколько минут и постарайтесь поточнее воспроизвести их. Испуг, как эмоция, длится всего мгновение, так же как и сам прецедент, а вот суть реакции отражается на телесном уровне. И это физическое ощущение испуга станет ключом к тому, чтобы помочь малышу справиться с пережитым страхом и никогда больше о нем не вспоминать.

Испуг глазами малыша

В том момент, когда ребенок сильно пугается, он буквально становится «парализованным» — не может сдвинуться с места, пошевелить конечностями. При встрече с неожиданным и очень пугающим, организм ребенка замирает на вдохе и на несколько секунд приобретает очертания скульптуры: глаза широк распахнуты, рот, после вдоха, немного приоткрыт, спина прямая и напряженная. Также при испуге резко падает температура тела малыша, а уже через мгновение по его телу бьет озноб и по позвоночнику, затылку пробегают тысячи «мурашек».

Такие неприятные ощущения, сопровождающие испуг длятся всего ничего – несколько секунд, затем тело приобретает подвижность, восстанавливается нормальная температура, разум уже может как-то реагировать на происходящее. Заторможенность переходит в активность, и ребенок начинает либо убегать из страшного места, либо кричать и громко плакать, звать близких.

Любовь и нежность – лучшие лекарства от испуга!

Не всегда после столкновения с пугающей ситуацией у ребенка есть возможность сразу выплеснуть пережитое и не муссировать страх в своем сознании. Если после испуга малыш долгое время остается наедине с собой, то он не может органично пережить стрессовую ситуацию, мысленно будет к ней все время возвращаться. Также плохо, если после шока, кроха окажется в окружении взрослых или сверстников, которые вместо понимания и поддержки, начнут высмеивать его, упрекать в трусости, занижать ценность происходящего: «Что ты ревешь, как девчонка?», «Ты что, трусиха?», «Так только слабаки плачут!», «Подумаешь, собака выбежала!», «Маша вон смотри какая маленькая, а ничего не боится!»… Таки образом, неприятные телесные реакции ребенка остаются без компенсации, сам он не получает ожидаемой поддержки, и негативные, причиняющие боль эмоции прячутся глубоко внутрь: из мгновенных, становятся хроническими. После такого развития событий, ребенок будет бояться всего: и собак, и одиночества, и темноты, и клоунов, и шумной толпы, более того, все время испытывая страх, он вынужден будет еще и скрывать его, чтобы не обнажить свою «слабость», «трусость», станет стесняться самого себя. Вот на таких, казалось бы жизненных мелочах, и происходит зарождение и формирование огромного количества серьезных психологических проблем, которые непременно дадут о себе знать в будущем.

Чтобы суметь помочь своему ребенку в трудную для него минуту, нужно научиться действовать совершенно по другому сценарию. Вот примерный перечень правил поведения с испугавшимся ребенком, он небольшой – запомнить и взять его себе на вооружение будет совсем несложно.

Не игнорируйте испуг, не занижайте ценность события для ребенка.Ни в коем случае не стыдите за трусость и не высмеивайте, особенно при посторонних.

Если увидите, что малыш сильно напуган, моментально бросайтесь к нему – успокаивайте, жалейте, целуйте, крепко-крепко обнимайте.Согревайте кроху своим телом, гладьте по спинке – это поможет снять напряжение.Пусть ребенок плачет, если ему это нужно, не останавливайте, не заговаривайте, дайте выплакаться, просто будьте рядышком и показывайте ему свою любовью

После того, как малыш успокоится самостоятельно, расспросите, что именно его так напугало – пусть расскажет все, как он это видел и чувствовал. Мягкими интонациями комментируйте его слова, старайтесь донести до него то, что стало причиной его испуга на самом деле не так и страшно – собака сама залаяла с испугу, или просто поздоровалась; шарик громко хлопнул от того, что «объелся» воздуха; грохот – это что-то упало на стройке по соседству.

После того, как увидите, что ребенок полностью оправился от испуга, предложите ему еще раз вернуться к пугающей ситуации – посмотреть на ту собаку, на тот «страшный» предмет и т.п. Цель данной практики – дать малышу новый опыт, в котором не будет ни страха, ни негатива, только уже в режиме реального времени, или при помощи наглядных примеров – книжных, игровых.

Не забудьте похвалить ребенка за то, что он оказался таким смелым, сообразительным и наблюдательным!

И еще: некоторые ситуации (с агрессивными собаками, например) способны напугать не только ребенка, но сопровождающего его взрослого – постарайтесь сохранять спокойствие и хладнокровие, чтобы не усугублять детские страхи еще больше.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *